Термисторная (позисторная) защита электродвигателей

Информация о компании

Fluke Industrial

Компания Fluke является мировым лидером в производстве средств КИПиА — контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Электроизмерительное оборудование компании Fluke соответствует мировым стандартам и использует современные методы измерений и последние достижения метрологии.
На нашем сайте в каталоге продуктов компании Вы можете найти приборы контроля, средства измерения, цифровые и аналоговые приборы Fluke, а также, в других разделах, обучающие материалы и виртуальные демонстрации электроизмерительного оборудования.
Приборы контроля, средства измерения, цифровые и аналоговые приборы Fluke Вы можете найти в каталоге продуктов компании, обучающие материалы и виртуальные демонстрации электроизмерительного оборудования можно найти в разделе «Поддержка».

Устранение местных перегревов активной стали.

Если имеется замыкание листов активной стали на небольшой площади и глубине, то ремонт этого участка производят установкой слюдяных прокладок на лаке ГФ-95 или изолировкой жидким раствором лака ЕТ-99. Листы зубцов разводят специально заточенными узкими и тонкими стальными полосами необходимой длины. При поверхностных повреждениях стали, вызванных, например, задеванием ротора за статор, обрабатывают эти места шлифовальной машинкой. Зачищают поврежденную поверхность вдоль листов стали. После этого поверхность протравливают кислотой. Рис. 2. Рихтовка крайних зубцов стали статора.
1 — Электрокартон; 2 — клинья встречные стальные. Исправляют положения крайних зубцов, деформированных, например, при задевании ротора, при помощи стальных клиньев. Подорванные у корня зубцов лепестки стали удаляют, а оставшиеся рихтуют (рис. 2).

Механические причины

7. Нарушение центрирования

Нарушение центрирования возникает при неправильном выравнивании вала привода относительно нагрузки или смещении передачи, которая их соединяет. Многие специалисты считают, что гибкое соединение устраняет и компенсирует смещение, тем не менее, гибкое соединение защищает от смещения только саму передачу. Даже с гибким соединением неотцентрированный вал будет передавать повреждающие циклические усилия по своей длине на электродвигатель, вызывая повышенный износ электродвигателя и увеличивая фактическую механическую нагрузку. Кроме того, нарушение центрирования может быть причиной вибрации валов как нагрузки, так и электропривода. Существует несколько типов нарушения центрирования:

  • Угловое смещение: оси валов пересекаются, но не параллельны.
  • Параллельное смещение: оси валов параллельны, но не соосны.
  • Сложное смещение: сочетание углового и параллельного смещений. (Примечание: практически всегда нарушение центрирования является сложным, но практикующие специалисты рассматривают их как сумму составляющих смещений, поскольку устранять нарушение центрирования проще по отдельности — угловую и параллельную составляющие).

Влияние: преждевременный износ механических компонентов привода, вызывающий преждевременные неисправности

Влияние: преждевременный износ механических компонентов привода, вызывающий преждевременные неисправности

Прибор для измерения и диагностики: лазерный инструмент для центрирования вала Fluke 830

Критичность: высокая

8. Дисбаланс вала

Дисбаланс — это состояние вращающейся детали, когда центр масс расположен не на оси вращения. Иными словами, когда центр тяжести находится где-то на роторе. Хотя устранить дисбаланс двигателя полностью невозможно, можно определить, не выходит ли он за рамки приемлемых значений, и предпринять меры для исправления ситуации. Дисбаланс может быть вызван различными причинами:

  • скопление грязи;
  • отсутствие балансировочных грузов;
  • отклонения при производстве;
  • неравная масса обмоток двигателя и другие факторы, связанные с износом.

Тестер или анализатор вибрации поможет определить, сбалансирован вращающийся механизм или нет.

Влияние: преждевременный износ механических компонентов привода, вызывающий преждевременные неисправности.

Прибор для измерения и диагностики: измеритель вибрации Fluke 810.

Критичность: высокая.

9. Расшатанность вала

Расшатанность возникает из-за чрезмерного зазора между деталями. Расшатанность может возникать в нескольких местах:

  • Расшатанность с вращением возникает из-за чрезмерного зазора между вращающимися и неподвижными частями машины, например, в подшипнике.
  • Расшатанность без вращения возникает между двумя обычно неподвижными деталями, например, между опорой и основанием или корпусом подшипника и машиной.
READ  Гост р 55187-2012 вводы изолированные на номинальные напряжения свыше 1000 в переменного тока. общие технические условия

Как и в случаях со всеми другими источниками вибрации, важно уметь определить расшатанность и устранить проблему, избежав убытков. Определить наличие расшатанности во вращающейся машине можно с помощью тестера или анализатора вибрации

Bлияние: ускоренный износ вращающихся компонентов, вызывающий механические неисправности

Прибор для измерения и диагностики: измеритель вибрации Fluke 810

Критичность: высокая

10. Износ подшипника

Неисправный подшипник имеет повышенное трение, сильнее нагревается и имеет пониженную эффективность из-за механических проблем, проблем со смазкой или износа. Неисправность подшипника может быть следствием различных факторов:

  • нагрузка, превышающая расчетную;
  • недостаточная или неправильная смазка;
  • неэффективная герметизация подшипника;
  • нарушение центрирования вала;
  • неправильная установка;
  • нормальный износ;
  • наведенное напряжение на валу.

Когда неисправности подшипников начинают проявляться, это также вызывает каскадный эффект, ускоряющий выход двигателя из строя

13 % неисправностей двигателя вызваны неисправностями подшипников, и более 60 % механических неисправностей на предприятии вызваны износом подшипников, поэтому важно знать, как устранять эти потенциальные проблемы

Влияние: ускоренный износ вращающихся компонентов приводит к выходу подшипников из строя

Прибор для измерения и диагностики: измеритель вибрации Fluke 810

Критичность: высокая

Ревизия электродвигателей

Электродвигатели, полученные с завода-изготовителя в собранном виде и хранившиеся до монтажа в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей, на месте монтажа не разбираются.
При отсутствии уверенности в том, что во время транспортировании и хранения электродвигатель после заводской сборки остался неповрежденным, необходимость и объем разборки его определяются специальным актом, составленным представителями заказчика и монтажной организацией. Если машину не разбирают, то в ревизию ее входят:
внешний осмотр общего состояния; осмотр выводов, щеточного механизма, коллекторов или контактных колец, подшипников и других частей;
промывка подшипников скольжения и заполнение их маслом (табл. 1-24); вскрытие подшипников качения и проверка наличия в них консистентной смазки (табл. 1-25);
проверка состоянии изоляции обмоток статора и ротора мегаомметром; Таблица 1-24
Выбор сорта масла для подшипников скольжения

Частота вращения

Машины с кольцевой смазкой

Машины с принудительной смазкой мощностью более 1000 кВт

Быстроходные 1000 об/мин и более нереверсивные

Индустриальное 20 или 30 (ГОСТ 20799-75)

Турбинное 22 (ГОСТ 32-74) и турбинное ТП-22 (ГОСТ 9972-74) ‘

То же реверсивные с частыми запусками

Индустриальное 30

То же

Машины со средними скоростями от 250 до 1000 об/мин нереверсивные

То же

Турбинное 30 (ГОСТ 3253-73)

То же реверсивные с частыми запусками

» »

То же

Тихоходные машины до 250 об/мин

» »

» »

Таблица 1-25 Смазки консистентные для подшипников качения

Наименование и марка смазки

Температура каплеобразования, °С

гост

Условия работы подшипников

Солидол жировой

90

1033-73

Не выше 75° С

Универсальная тугоплавкая водостойкая смазка 1-13 жировая

120

1631-61

Не выше 90° С при повышенной влажности

Универсальная тугоплавкая, консталии жировой (УТ-1)

130

1957-73

Не выше 115° С, работа в сухих помещениях

То же (УТ-2)

150

1957-73

Не выше 135° С, работа в сухих помещениях

Смазка ЦИАТИМ-203

150

8773-73

Высокие удельные нагрузки

Смазка ЦИАТИМ-201

170

6267-74

Повышенная влажность на открытом воздухе

проверка свободного вращения роторов; продувка обмоток, стали статора и ротора сухим воздухом; устранение незначительных дефектов, выявленных при ревизии
Более сложные ремонтные работы выполняет заказчик своим» силами и средствами. Если машину разбирают (такие работы поручают монтажным организациям по отдельному заказу), то ее выполняют в соответствия с инструкцией завода-изготовителя. Замену подшипников качения производят, если они пришли в негодность в связи с длительным хранением и несоблюдением  переконсервации.
При ослаблении клиньев в пазах статора или сильном загрязнения активной части машины требуется выемка ротора, которую выполняют в следующем порядке. Контактные кольца или коллектор обертывают картоном для защиты от случайного повреждения, щеточные траверсы демонтируют; проверяют наличие заводской маркировки, обеспечивающей правильное расположение узлов при сборке. Подшипниковые щиты стропят за рым-болты и удерживают на весу краном или талями. Отжимными болтами перемещают щиты от корпуса статора до появления равномерного зазора, а затем ротор опускают в расточку статора и снимают торцевые щиты, а при необходимости полумуфты.
Ротор вынимают с помощью удлинителя вала мостовым краном или тельфером, установленным на монорельсе, производят осмотр железа статора, клиньев в его пазах, бандажных креплений лобовых частей; статор продувают сухим сжатым воздухом; замеряют сопротивление изоляции обмоток статора относительно корпуса (см. табл. 1-33). При обнаружении ослабевших клиньев производят их переклиновку добавлением изоляционных прокладок между клином и обмоткой статора.
После устранения дефектов двигатель собирают, проверяют щупом воздушные зазоры через отверстия в щитах с обоих торцов статора. У машин постоянного тока мощностью более 3 квт проверяют качество паек в «петушках» методой измерения падения напряжения между коллекторными пластинами при токе не более 10 А. Расхождение значений падении напряжении у паек не должно быть более 10% для машин серийного производства, а у машин, имеющих уравнительные соединения, расхождение не должно превышать 20—30%.

  • Назад
  • Вперёд

Метки

5АЗМВ
DIALux
Ex
PLC
Аттестация
Боты диэлектрические
Взрывобезопасность
Галоши
Двухсторонний выключатель
Заземление
Изолированный инструмент
Инструктаж
Испытания
Кабель
Клещи изолирующие
Ковры резиновые
Контактор
Лестницы
Оперативные переговоры
Оперативный журнал
Освещение
ПРА
Перчатки диэлектрические
Проверка знаний по электробезопасности
Прогрузка ТРН
Ревизия контактов
Ремонт ПМЕ
СИЗ
СТДП
Тепловое реле ТРН
УЗО
Указатель напряжения
Фото АД 5000 кВт
Штанга изолирующая
Электробезопасность
Электродвигатель
Электроизмерительные клещи
Энергосбережение
виды ремонтов
график ППР
двухстороннее управление освещением
кабельная муфта
настройка ТРН
прием в эксплуатацию
трансформаторы

Заключительный этап: особенности проверок двигателей под нагрузкой

Нельзя делать заключение об исправности электродвигателя, полагаясь только на показания мультиметра. Необходимо проверить рабочие характеристики под нагрузкой привода, когда ему необходимо совершать номинальную работу, расходуя приложенную мощность.

Включение подачей напряжения на холостой ход и проверка начала вращения ротора, как делают некоторые начинающие электрики, является типичной ошибкой.

Например, владелец очень короткого видео ЧАО Дунайсудоремонт считает, что замерив ток в обмотках, он убедился в готовности отремонтированного движка к дальнейшей эксплуатации.

Однако такое заключение можно дать только после выполнения длительной работы и оценки не только величин токов, но и замера температур статора и ротора, анализа систем теплоотвода.

Четыре стратегии для достижения успеха

Системы управления электродвигателями используются в важных процессах на заводах. Поломка оборудования может привести к большим финансовым потерям, связанным как с потенциальной заменой электродвигателя и его деталей, так и с простоем систем, зависящих от данного электродвигателя. Обеспечивая обслуживающих инженеров и техников необходимыми знаниями, определяя приоритеты работ и проводя профилактическое обслуживание для контроля оборудования и устранения трудно обнаруживаемых проблем, зачастую можно избежать неисправностей, вызванных рабочими нагрузками, и сократить потери от простоя.Существуют четыре ключевые стратегии для устранения или предотвращения преждевременных поломок электродвигателя и вращающихся деталей:

Подготовка к монтажу

Подготовительные работы начинают с комплектации и изучения техиической документации проектной организации, завода-изготовителя и документации, разработанной монтирующей организацией. Вся техническая документация, получаемая монтирующей организацией от заказчика, должна иметь штамп «Разрешено к производству» и подпись ответственного представителя заказчика.
Объем и содержание документации, разработанной монтирующей организацией, зависит от мощности и габаритов электродвигателей. Как правило, для монтажа крупных машин разрабатывают ППР, в котором приводятся краткие сведения для монтажного персонала; техническая характеристика оборудовании; технология монтажа с указанием отдельных операций; перечень механизмов, инструментов, приспособлений, материалов, необходимых для выполнения работ, а также указания по безопасным методам производства работ. Обычно ППР разрабатывают группы подготовки производства монтажных организаций. На электростанциях при монтаже электродвигателей электромонтажные организации выполняют работы согласно СНнП Ш-33-76 (приложение 1, пп. 3—10), в котором приведено примерное распределение работ между электромонтажными и другими специализированными субподрядными организациями.

READ  Подбор отвёртки: разбираемся в шлицах, крестах и торксах

Ссылки по теме

  • Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
    / Нормативный документ от 9 февраля 2007 г. в 02:14
  • Библия электрика
    / Нормативный документ от 14 января 2014 г. в 12:32
  • Справочник по электрическим сетям 0,4-35 кВ и 110-1150 кВ. Том 10 
    / Нормативный документ от 2 марта 2009 г. в 18:12
  • Кабышев А.В., Тарасов Е.В. Низковольтные автоматические выключатели
    / Нормативный документ от 1 октября 2019 г. в 09:22
  • Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами
    / Нормативный документ от 30 апреля 2008 г. в 15:00
  • Князевский Б.А. Трунковский Л.Е. Монтаж и эксплуатация промышленных электроустановок
    / Нормативный документ от 17 октября 2019 г. в 12:36
  • Маньков В.Д. Заграничный С.Ф. Защитное заземление и зануление электроустановок
    / Нормативный документ от 27 марта 2020 г. в 09:05

Что следует знать о двигателе перед его проверкой: 2 важных момента

В рамках излагаемой темы достаточно представлять упрощенный принцип работы и особенности конструкции любого двигателя.

Любой движок состоит из стационарно закрепленного корпуса — статора и вращающегося в нем ротора, который еще называют якорь.

Его круговое движение создается за счет воздействия на него вращающегося магнитного поля статора, формируемого протеканием электрических токов по статорным обмоткам.

Когда обмотки исправны, то по ним текут номинальные расчетные токи, создающие магнитные потоки оптимальной величины.

Если сопротивление прводов или их изоляция нарушена, то создаются токи утечек, коротких замыканий и другие повреждения, влияющие на работу электродвигателя.

Между статором и ротором выполнен минимально возможный зазор. Его могут нарушить:

  • разбитые подшипники;
  • попавшие внутрь механические частицы;
  • неправильная сборка и другие причины.

Когда происходит задевание вращающихся частей о неподвижный корпус, то создается их разрушение и дополнительные механические нагрузки. Все это требует тщательного осмотра, анализа состояния внутренних частей до начала электрических проверок.

Довольно часто не квалифицированный разбор является дополнительной причиной поломок. Пользуйтесь специальным инструментом и съемниками, исключающими повреждения граней валов.

После разборки сразу во время осмотра проверяют люфты, свободный ход подшипников, их чистоту и смазку, правильность посадочных мест.

Кроме этого у коллекторного электродвигателя могут быть сильно изношены пластины или щетки.

Все это необходимо проверять до подачи рабочего напряжения.

Особенности конструкций, влияющие на технологию поиска дефектов

Обычно производитель электрические характеристики указывает на табличке, прикрепленной на корпусе. Этим сведениям стоит верить.

Однако часто во время ремонта или перемотки конструкция статора изменяется, а табличка остается прежняя. Этот вариант следует тоже учитывать.

Для бытовой сети 220 вольт могут использоваться двигатели:

  • коллекторные с щеточным механизмом;
  • асинхронные однофазные;
  • синхронные и асинхронные трехфазные.

В схемах 380 вольт работают трехфазные синхронные и асинхронные электродвигатели.

Все они отличаются по конструкции, но, в силу работы по общим законам электротехники, позволяют использовать одинаковые методики проверок, заключающиеся в замерах электрических характеристик косвенными и прямыми методами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: