Проектирование освещения офисов (часть 1)

Основные правила размещения

Перед установкой светильников нужно изучить ряд требований, предъявляемых к монтажу. Для повышения качества и эффективности освещения следуйте рекомендациям ниже:

  1. Расстояние от точечного светильника до угла стены и потолка должно быть не менее 200 мм.
  2. Если люстра одна, то расположите ее строго по центру потолка. В квартирах-студиях рекомендуется использовать по одной люстре над каждой рабочей зоной.
  3. В натяжных потолках расстояние от встроенного светильника до шва пленки из поливинилхлорида составляет не менее 150 мм.
  4. Один точечный прибор освещает не более 2 кв. м. При расчете нужного количества светильников опирайтесь на то, что один светильник дает достаточно света на 1,5 кв. м.
  5. При симметричном расположении потолочных светильников выдерживайте одинаковое расстояние между приборами, отдельным устройством и стеной.

Расстояние до окон значения не имеет. Ваша основная задача заключается в том, чтобы свет падал на все объекты в комнате. Рекомендации подойдут для установки спотов в натяжных, подвесных и реечных потолках.

Примеры схем расположения

Размещение светильников на натяжном потолке во многом зависит от назначения и формы комнаты. Учитываются расстояния между точечными приборами, декоративные факторы, нормативные требования

Важно обеспечить гармоничное сочетание всех норм и эстетических потребностей, создать привлекательный и стильный элемент декора помещения. Не следует перегружать пространство точечными источниками света, но и недостаточная яркость воспринимается негативно, угнетает психику людей

Рассмотрим некоторые варианты:

В больших помещениях

Освещение потолка больших комнат дает больше возможностей, позволяет реализовать массу вариантов дизайна. Площадь натяжного потолка свободно вмещает различные композиции из точечных элементов, расстояние между которыми достаточно свободное и не создает резких световых пятен:

Можно построить одну общую схему, или разделить все точечные элементы на группы. Используются разные схемы, применяют симметричное или несимметричное расположение приборов.

Для гостиной центральным осветительным прибором традиционно является люстра. Отказываться от нее при монтаже натяжного потолка не обязательно. Напротив, можно обыграть ее присутствие, окружив точечными элементами и дополняя подсветкой по периметру.

В маленьких комнатах

Размещение точечных светильников в помещениях ограниченной площади производится исходя из специфики и потребностей людей. В кухне преследуются сугубо технологические цели, обеспечивается качественное освещение рабочих мест, нагревательных приборов, обеденного стола.

Подобной логикой руководствуются в хозяйственных или деловых комнатах. Несколько иной подход к установке точечных элементов на потолке в спальне.

Здесь стремятся подчеркнуть главный элемент интерьера — кровать

Важно не переусердствовать и сохранить умеренность, мягкость освещения, свойственные спальне

В коридорах и других несимметричных помещениях

Освещение коридоров или иных помещений несимметричной конфигурации производится в соответствии с их формой.

Основным критерием выбора схемы становится целесообразность, нормы освещенности и прочие соображения эксплуатационного характера. Декоративные возможности подобных участков ограничены, поэтому принято руководствоваться принципом необходимой достаточности.

Виды освещения

Существуют разные классификации освещения. Так, по локализации оно бывает таких типов:

  1. Общее. Предполагает равномерное освещение помещения без наличия темных или более светлых зон. Присутствие только такого освещения обычно наблюдается в зонах, где рабочий процесс осуществляется неполное время.
  2. Местное. Локальная подсветка помогает дополнительно осветить определенные рабочие зоны: компьютерный или школьный стол, технику и станки. Оно предполагает установку различных осветительных приборов в непосредственной близости от рабочего места.

Применение исключительно локального освещения согласно нормам недопустимо, поскольку в помещении неизбежно будут присутствовать перепады света — от глубокого затемнения до яркого. Это вызовет проблемы со зрением работников. По источникам света освещение также делится на несколько видов.

Естественное

Естественное освещение создается силами природы: прямыми солнечными лучами, а также диффузным (отраженным) светом небосвода. Отсутствие естественного света неблагоприятно для человека, ведь именно к нему глаза лучше всего приспособлены. Такой свет зависит от времени года и периода суток, в этом его основной недостаток. Но качество и объем поступающего естественного света зависит и от конструкции здания, количества и размера окон.

Стоит знать! Природный свет измеряется КЕО – коэффициентом естественного освещения. Он равен соотношению освещенности в здании и освещенности на открытом месте в ясную погоду. В южных регионах КЕО больше, чем в северных.

Существует даже специальная карта светового климата, состоящая из 6 зон, согласно ей должны проектироваться окна в зданиях. Естественный свет делится на такие виды:

  • верхний (свет проникает через проемы на участках с перепадами высот дома);
  • боковой (свет попадает через окна наружных стен);
  • комбинированный (сочетание двух предыдущих видов).

Искусственное

Без искусственного освещения в сумеречное время суток, в пасмурный день или зимой, когда рано темнеет, нормальный рабочий процесс невозможен. В качестве дополнительных источников света выступают лампы, светильники, торшеры, бра и прочие электроприборы. Обычно в офисы и на производство приобретают галогенные и светодиодные лампы. Обычные лампочки накаливания сейчас применяются редко, поскольку они тратят много электроэнергии, быстро выходят из строя.

Чаще всего освещение бывает смешанным, когда естественное сочетается с искусственным. Последнее также подразделяется на следующие виды:

  1. Рабочее. Обычное освещение, которое ежедневно применяется сотрудниками, помогает обеспечению рабочего процесса.
  2. Аварийное. Включается только при аварии, в экстренной ситуации, когда основное освещение отключается.
  3. Эвакуационное. Применяется для подсветки путей эвакуации людей при ЧС, обычно является не таким мощным, как рабочее.
  4. Охранное. Используется охранным персоналом, присутствует не на всех предприятиях, а по необходимости. Не нормируется по интенсивности.
  5. Дежурное. Остается включенным даже по окончании рабочего процесса (например, небольшое освещение коридоров в больших зданиях).

Расчет нужного количества светильников

Количество светильников определяется исходя из общего уровня освещенности, необходимого для данного помещения. Основным критерием служат санитарные нормы, которые предусматривают разные значения:

Объект Степень освещенности, лк
Жилая комната 150
Кухня 150
Детская 200
Кабинет, библиотека 300
Коридор 50
Санузел, ванная 50

Руководствуясь нормативными требованиями, несложно рассчитать оптимальный уровень освещения для каждой комнаты. При этом, надо учесть и собственные предпочтения, определиться с наиболее комфортным для себя стилем подсветки. Нормативы не способны учесть личные качества людей, поэтому их следует корректировать, руководствуясь собственным восприятием.

Какие параметры влияют на вычисления

Основным критерием расчета считается норма мощности светильников на 1 м2 площади. Принято считать ее равной 20 вт, но это значение относится только к лампам накаливания. Светодиодные приборы имеют собственные параметры, которые указаны на упаковке. Для подсчета количества надо пересчитать общую мощность приборов применительно к выбранному типу конструкции

Показатели светодиодных устройств примерно в 7-9 раз меньше, чем у ламп накаливания, поэтому важно учитывать разницу. Избыточное освещение плохо воспринимается человеком, резкий свет отрицательно влияет на самочувствие, способен вызвать головную боль

Расстояние между потолочными светильниками зависит от нескольких факторов:

  • количество приборов;
  • мощность;
  • конфигурация комнаты;
  • особенности интерьера.

Кроме расстояния, надо учесть конструкцию самого точечного элемента. Чем глубже он утоплен в полотно, тем больше возникает т.н. «мертвая зона», темное пятно в верхней части стен. Особенно заметно такое явление в помещениях, где использованы потолочные софиты, образующие направленные пучки света и не рассеивающие его по сторонам. Это можно компенсировать установкой нескольких настенных светильников по периметру помещения.

Порядок вычисления

Расчет количества светильников происходит поэтапно:

  • определяется нормативная мощность светильников. Для этого площадь комнаты умножается на 20 вт;
  • общая мощность делится на 7-9 для корректировки значений относительно типа ламп;
  • полученное значение делится на мощность одного точечного светильника. В результате получается число приборов, соответствующее нормам.
READ  Учебное пособие: электрические аппараты

Если планируется монтаж нескольких осветительных линий, позволяющих получить разные режимы (например, более яркий или вечерний, мягкий), следует рассчитывать их подобным образом, только общую мощность надо принимать меньшего значения.

Оптимальное освещение рабочего места — как его вычислить

Для выявления коэффициента освещенности нужно применить такую формулу:

КО = Световой поток (Ватт)/ площадь помещения (кв.м.)

Пропорционально повышению площади снижается КПД потока света.

Организация комфортного рабочего места

Равномерность освещения — важное требование к рабочему месту. Это важно для обеспечения комфорта глаз в процессе трудовой деятельности, ведь, в противном случае, зрению придется постоянно адаптироваться к сменам типа освещения

Адаптация происходит по мере изменения размера зрачка, количества светочувствительного вещества и т.д.

Если перейти из очень светлого помещения в полную темноту, глаз будет полностью адаптироваться долго (более часа), обратный процесс займет 15 минут.

Важно знать! Чем меньше разница между освещенностью зон, тем быстрее происходит адаптирование, тем менее вредно оно для зрения. Примером неправильного освещения можно назвать подсветку документа на столе и отсутствие освещенности для монитора, книги, на которые тоже приходится регулярно смотреть

Частая необходимость в адаптации вызывает утомление и перенапряжение глаз

Примером неправильного освещения можно назвать подсветку документа на столе и отсутствие освещенности для монитора, книги, на которые тоже приходится регулярно смотреть. Частая необходимость в адаптации вызывает утомление и перенапряжение глаз.

Рекомендации по организации места работы:

  • расположение к окну лицом или левым боком для правшей, правым боком для левшей;
  • расположение светильника — аналогичным образом, над рабочим местом вне запретного угла 45 градусов;
  • исключение ослепления глаз лучами светильника, отражающимися от рабочей поверхности, ножки, основания лампы.

Факторы зрительного комфорта

При оформлении интерьера в офисных помещениях важно учитывать цветовую гамму стен, ведь она по-разному воздействует на человека. Лучше всего выбирать пастельные тона, а также зеленоватые, желтые оттенки, приятные для глаз

Есть и иные факторы зрительного комфорта:

  • подходящая яркость;
  • однородность света;
  • отсутствие бликов и мерцания;
  • нужная контрастность.

Плохо воздействует на глаза блесткость, или сильная слепящая яркость — свойство ярких поверхностей ухудшать контрастность и нарушать зрительный комфорт. Утомление глаз вызывают и колебания света, они сильно снижают производительность труда, поэтому тоже недопустимы.

Выбор ламп для освещения рабочего места

Идеально подходят для глаз светодиодные лампы. Кроме того, они экономичны, длительно служат, потребляют мало электроэнергии при отличном КПД. Менее предпочтительны галогенные лампы, хотя передача цветовой гаммы у них тоже неплохая. Минус их заключается в сильном нагреве и невозможности применять в любых приборах освещения. Также на производстве используются люминесцентные лампы, но свет от них меньше подходит для глаз, является неестественным.

Выбрав подходящий светильник и правильно его расположив, можно быть уверенным в сохранении здоровья глаз.

Нормы и требования к освещению рабочего места в офисе и на производстве

0,00 / 0

Гуру 220→Освещение→Источники света→

Не нашли что искали? Смотрите еще:

  • Правила и требования к организации освещения мансарды
  • Идеи и правила организации освещения в беседке
  • Правила и особенности организации ландшафтного освещения на дачном участке
  • Нормы и требования к освещению спортивных сооружений и площадок
  • Выбор офисных потолочных светильников – нормы и рекомендации освещенности
  • Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности

Добавить комментарий Отменить ответ

2016-2020. 220 ГУРУ Все права защищены

  • Карта сайта

Копирование материалов без разрешения администрации сайта или автора запрещено.

Альтернативы ручному расчету уличной освещенности

Чтобы реальность после установки фонарей или прожекторов соответствовала ожиданием, необходимо учитывать массу факторов. На итоговый результат могут повлиять свойства ламп, угол наклона опор, нацеливание и ослепленность, варианты размещения светоприборов и многое другое. Учесть большое количество факторов и минимизировать ошибку помогают программные продукты.

Самые популярные среди проектировщиков:

·Dialux – способен учитывать даже погодные условия, строить 2-мерные и 3-мерные модели, создавать видео-визуализацию.

·Light-in-Night Road – мощный инструмент для онлайн расчета уличного освещения различных объектов от локальных автодорог до многоуровневых дорожных развязок, магистралей и эстакад.

·NanoCAD – позволяет делать точные вычисления и создавать проектную документацию, имеет достаточно простой интерфейс.

Перечисленные сервисы имеют как бесплатные, так и коммерческие версии, дополнены базами светильников, открывают широкие возможности визуализации. Программы – это еще отличная возможность для проверки и анализа правильности проделанных вычислений. Кроме того, их использование необходимо, когда речь идет об индивидуальном проекте, например, парка отдыха с уникальной планировкой и персональным ландшафтным дизайном.

Еще одна альтернатива использования формул – калькулятор уличного освещения. Достаточно ввести необходимые параметры, и через пару секунд вы получите искомый результат.

Самый популярный вариант с точечными светильниками

На сегодняшний день самым востребованным вариантом освещения потолка являются точечные светильники. Наиболее часто такие светильники применяются в домашних помещениях и офисах, а также сооружениях общественного назначения.
Точечный светильник представляет собой лампу небольшого размера, в которую вкручивается один источник света (светодиодные, галогеновые и люминесцентные лампочки).

Точечный светильник на натяжном потолке

Причем технические характеристики осветительного прибора позволяют использовать его в абсолютно любом помещении дома (гостиная, спальня, и даже в ванной или на кухне).
Это довольно простые по своей конструкции светильники, при использовании которых расчет и определение расстояния между ними не будет очень сложным в отличие от аналогичных действий с лампами, применяемыми на производстве (для организации общего, аварийного и других вариантов освещения).
При этом не стоит забывать, что кроме точечных светильников можно использовать и другие осветительные приборы:

  • подвесные и потолочные люстры на разное количество лампочек;
  • производственные лампы;
  • офисные светильники и т. д.

В каждой области человеческой деятельности лампы, применяемые для создания аварийного, общего, рабочего и других вариантов освещения будут отличаться различными техническими характеристиками, а также габаритами и способами размещения. Поэтому расчет уровня освещенности и расстояния между используемыми светильниками будет опираться на различные параметры.
Но поскольку производственные помещения и организация там различного варианта подсветки (аварийного, охранного и т.д.) являются отдельной темой, мы более подробно сосредоточимся на наиболее распространенном варианте – точечных светильниках. На их примере будет легко продемонстрировать то, как подобный расчет должен выглядеть.

Нормы и требования по освещению

Чтобы грамотно нормировать освещение, нужно строго следовать СанПиН и иным нормативным документам. Все требования можно условно поделить на касающиеся собственно освещенности и относящиеся к качеству света. Общие для всех отраслей требования:

  • освещенность достаточна для каждого человека;
  • работник может регулировать освещение — направлять свет в нужную сторону, менять его интенсивность;
  • кроме искусственного света обязательно присутствует естественный;
  • все светильники на потолке, стенах должны быть приглушенного цвета, лампочки не вызывают зрительного дискомфорта.

Освещение при работе за ПК

Долгая, ежедневная работа с компьютером часто вызывает снижение зрения у сотрудников. Такие проблемы можно исключить или замедлить, соблюдая нормы и рекомендации:

  • световой поток — 300 Лк;
  • яркость элементов в осветительных приборах менее 200 кд/кв.м.;
  • коэффициент естественного освещения (КЕО) — от 1,2%;
  • расположение окна сбоку от места работы;
  • наличие индивидуальных приборов освещения в комплексе с общими, если последних не достаточно;
  • расположение локальных источников света справа от экрана;
  • отсутствие бликов на мониторе;
  • равномерное распределение луча света по столу и монитору.
READ  Программируемые реле времени

Коэффициенты отражения окружающих поверхностей

Отражение от поверхностей — важный показатель при организации рабочего места. Коэффициент отражения поверхности означает способность основания отражать падающий световой поток. Он равен отношению света, отраженного от поверхности, к общему падающему световому потоку. Такие коэффициенты давно рассчитаны (в зависимости от материала цифры могут варьироваться):

  • пол — 0,2-0,4;
  • стены — 0,5-0,8;
  • потолок — 0,7-0,9;
  • стол, рабочая поверхность — 0,2-0,7.

Нормы освещения на производстве

Существуют определенные рекомендации по нормированию освещения в производственных помещениях. Они сильно отличаются в зависимости от точности и сложности работ. Например, для швеи, грузчика и сборщика мелких электротехнических изделий нормы совершенно разные. На производстве организация рабочих мест подчиняется таким требованиям:

  • отсутствие статических и динамических теней на месте работы (они являются фактором травматизма);
  • отсутствие бликов, отраженного блеска, излишней яркости, которые слепят сотрудников;
  • стабильная, немигающая подсветка;
  • верная цветопередача лампочек;
  • физическая прочность приборов, их стойкость к вибрированию, износостойкость.

Нормы по освещенности для разных производственных отраслей:

Разряд по зрительной работе Характеристика работы Освещенность, Лк (в зависимости от подразрядов а,б,в,г)
1 Наивысшей точности 400-1250
2 Очень высокой точности 300-750
3 Высокой точности 200-500
4 Средней точности 200-300
5 Малой точности 200-300
6 Грубая 200
7 Наблюдение за работой 20-75

Подразряды уменьшают норму по освещенности. Так, при подразряде а — постоянной работе, она выше, далее снижается при подразряде б (постоянное пребывание в помещении с периодическим трудом), в (периодическое пребывание на работе и периодический труд), г (наблюдение за коммуникациями, оборудованием).

Отраслевые нормы искусственного освещения

Кроме сведений СНиП, которые являются общими, есть ряд отраслевых документов, разрабатываемых специальными институтами. Они устанавливаются в зависимости от типа отрасли после анализа ее специфики, и только затем переходят в разряд рекомендаций. При отсутствии конкретных отраслевых норм придется пользоваться общими.

Все нормативы в промышленности зависят от точности зрительных работ, которая делится на 7 разрядов в зависимости от величины объекта работы и сложности труда. Например, точные работы (1-4 разряды) подразумевают наличие объекта размером от 0,15 мм (наивысшая точность) до 5 мм (средняя точность). Пятый разряд (малой точности) может включать работу со светящимися объектами.

При делении работ по сложности внутри разряда учитывается цвет фона, ведь он влияет на коэффициент отражения (так, черный цвет имеет самый низкий коэффициент отражения). Нормы обязательно учитывают следующие факторы:

  • длительность работы;
  • напряженность труда;
  • степень разрешения задачи — различение или поиск;
  • число объектов в поле зрения;
  • возраст сотрудников;
  • квалификация сотрудников.

Общие рекомендации

Понятно, что приведённые нормы условны. Они не являются догмой, поскольку в каждом конкретном случае существенное влияние на освещённость в помещениях оказывает целый комплекс факторов. Имеет значение количество окон, сторона здания, где находится офис (северная, южная или угловая часть), высота потолков. Должна учитываться степень и длительность естественной инсоляции в данном регионе. Ведь иногда приходится даже в дневное время предусматривать мощное (и одновременно экономное) освещение.
Да и офисы бывают разные. Разнится и специфика работ

Так, например, важно подбирать правильный свет для дизайнерских (издательских) контор, где разработчик уделяет пристальное внимание компоновке цветов в проектах. При неправильном основном освещении дизайнер так же некорректно будет трактовать и цветовую палитру в компьютерной программе. Ведь не секрет, что «холодные» люминесцентные лампы существенно искажают восприятие цвета окружающих предметов, сильно тяготея к сине-серым оттенкам

Плюс накладывается разница цветопередачи на мониторах компьютеров исполнителя и заказчика – и в итоге можно сотворить совершенно не тот продукт, на который рассчитывали изначально.Если производственная деятельность предполагает повышенную освещенность, желательно экранировать яркие мощные лампы или использовать матовые плафоны, гасящие агрессивные лучи. Идеально, если свет ламп будет рассеиваться, а не падать вниз на сидящий персонал

Ведь не секрет, что «холодные» люминесцентные лампы существенно искажают восприятие цвета окружающих предметов, сильно тяготея к сине-серым оттенкам. Плюс накладывается разница цветопередачи на мониторах компьютеров исполнителя и заказчика – и в итоге можно сотворить совершенно не тот продукт, на который рассчитывали изначально.Если производственная деятельность предполагает повышенную освещенность, желательно экранировать яркие мощные лампы или использовать матовые плафоны, гасящие агрессивные лучи. Идеально, если свет ламп будет рассеиваться, а не падать вниз на сидящий персонал.

Размещение светильников

Нужно учитывать и особенности планировки офиса. Если помещение большое и стремится вглубь здания (т.е. свет из окон не доходит до отдалённых участков), необходимо располагать потолочные лампы в несколько рядов, с шагом, равным 2/3 глубины кабинета.

Возле каждого рабочего места должен быть предусмотрен отдельный светильник. Благодаря этому удастся избежать появления теней, которые человек будет сам себе создавать. Цвет напольного покрытия и стен в офисном помещении также влияет на степень освещенности, так светлое матированное покрытие стен способствует рассеиванию света ламп (или солнца). А матовое тёмное – поглощает лучи, и значит опосредованное пассивное освещение (рассеянными лучами) — не работает.
Для офиса лучше выбирать лампы, излучающие свет в приятном глазу мягком, жёлтом спектре. Он наиболее комфортен, так как походит на естественный солнечный свет. Офис – это ведь не выставочный стенд, к которому нужно привлечь больше внимания. Здесь люди проводят большую часть дня, активно работая

При определении количества и мощности ламп для конкретного кабинета нужно отталкиваться от усреднённого значения 15 — 25 Вт на 1 метр площади.
Необходимо обязательно принимать во внимание и средний возраст сотрудников офиса, чем старше человек, тем более интенсивное освещение ему нужно. Для людей с ослабленным зрением также не лишне предусмотреть отдельную лампу.
Не последнюю роль в обеспечении высокого уровня естественной освещенности играет поддержание чистоты

Показана регулярная мойка окон и плафонов ламп, уменьшение запылённости воздуха и влажности в помещении. Желательно не заставлять подоконники вьющимися растениями, закрывающими половину окна

Важно вовремя производить замену сгоревших или тускнеющих ламп (у многих моделей-экономок ресурс выгорает раньше времени — из-за интенсивных нагрузок).
Если вы хотите создать здоровый микроклимат во всех офисных помещениях, советуем пригласить специалистов. Они произведут замеры приборами, рассчитают нормы под габариты конкретных помещений и создадут проект светотехнических работ

Расчет освещенности торгового зала

Итак, как рассчитать освещение торгового зала? Для начала рассчитаем требуемый световой поток.

Fтребуемое=Sтп*Eнлм

где, Ен представляет собой нормативную освещенность (от 200 Лм);Sтп – площадь торгового зала (к примеру, 80 кв.м.);

Таким образом, к примеру = 81*200= 16200 Лм.

На втором этапе расчетов определяем световой поток светильника:

ф= Eн*Кз* SТП*z/(n*u)

где, Кз является коэффициентом запаса освещенности (от 1,2 до 1,5);z – представляет собой коэффициент, который характеризует неравномерность освещения. Он зависит от расстояния между светильниками и расчетной высотой z=f(l/hpассчетное)=1;n- количество светильников;u – является коэффициентом использования светового потока. Данная величина расчитывается как соотношение светового потока, падающего на расчетную поверхность к световому потоку от источников света.

Рассчитываем коэффициент использования светового потока — u=f(pnотолка; pcтен; pпола)

pnотолка – выражен в виде коэффициента отражения светового потока от потолка. Величина, зависящая от отражающей поверхности:— для побеленных стен = 0,7;— бетонные небелёные — 0,3;— решетчатая конструкция -0,1.pcтен — белая = 0,7; стеллажи = 0,5; небелёная со стеллажами = 0,3.pпола = 0,1.

READ  Ультразвуковое резание металла

Для того, чтобы рассчитать количество светильников специалисты пользуются следующей формулой:

ф= Eн*Кз* SТП*z/(фтребуемое *u)

Если под данную формулу подставить наши значения, то получится:

ф=200*1,2*81*1*(16200*0,5)=19440/8100=2,4=2 светильника в ряду.

Далее определяем количество рядов светильников:

N=фтребуемое/ ф1ряда

Допустим, что наш светильник состоит из двух ламп, каждая из которых имеет мощность в 40 Вт и световой поток в 3150 Лм.

ф1ряда=2* 2 * 3150= 12600 Лм

Таким образом, нам потребуется 2551500 Лм. N=16200/12600= 1 ряд.

Расположение освещения в зале

После того как произведен расчет необходимого уровня освещенности торгового помещения, необходимого определить, как лучше расположить освещение в зале. Главный принцип создания световой композиции заключается в постепенном наращивании освещения к периметру и создании там выделенных световых зон. Это значит в том числе и то, что на всей площади торгового участка не должно быть затемненных зон. Только так можно создать направленное и равномерное движение покупателей. Интенсивность освещения достигается при помощи световых карнизов или использования оборудования со встроенной подсветкой, локальной подсветки отдельных участков, а также световых панно и указателей. Торговый зал, в котором освещение нарастает к задней стенке, покупатели воспринимают как укороченный, который можно легко и просто обойти. Свет манит покупателей к задней стенке. Особенно важна правильная схема световой композиции в крупных магазинах и в торговых залах, вытянутых вглубь.

Для того чтобы выделить собственный магазин в торговом центре необходимо учесть влияние соседей. Более ярко освещенный, использующий световые акценты магазин будет иметь явное преимущество, выделяться из череды торговых точек и заставлять посетителя торгового центра остановиться и зайти внутрь. Например, в одном торговом центре рядом находятся два магазина с одеждой. Один освещен мягким светом. Он прекрасно смотрелся бы, если рядом не находилась такая же торговая точка, но с более ярким освещением. В результате, первый магазин проигрывал уже с входа в него. Весь выставляемый товар казался блеклым и потускневшим. Такое восприятие у покупателей происходило на бессознательном уровне благодаря освещенности помещения. 

Покупатель не любит затененных участков и темных углов и старается избегать их. Ведь при затемнении прилавка у клиента возникает мысль о том, что магазин пытается продать некачественный товар

Сильная, густая тень может привлечь внимание так же, как и световое пятно, – только к себе, а не к товару, который будет невозможно разглядеть. Поэтому освещение должно располагаться равномерно, для того чтобы создавать широту возможности выбора

Единственный случай, когда можно играть с перепадами освещения – это свет в модном бутике. Зона яркого света олицетворяет собой активную самодемонстрацию и поиск партнера, а участок с приглушенным светом – последующее уединение с партнером. Но даже в таком случае, при создании магазина необходимо быть уверенным в квалификации дизайнера-светотехника, который не нанесет ущерб бизнесу.

В магазинах самообслуживания, особенно в крупных, часто применяются модульные подвесные системы с люминесцентными лампами.

Замечено, что для покупателя является дискомфортной та среда, в которой освещение зоны продажи товара распределено неравномерно или какой-либо источник света оказывает слепящее действие. Такое возможно при размещении подсветки сзади или сбоку товара. К тому же слишком высокая яркость отвлекает от товара, и покупатель испытывает раздражение. Низко расположенные осветительные приборы и подсветка торгового оборудования тоже могут создать эффект ослепимости. Это происходит в тех случаях, когда угол между источником света и уровнем глаз меньше 30°.

Если в торговом зале освещение сделать неравномерным, то покупатели будут двигаться по светлым зонам и максимально избегать затемненные

Поэтому по периметру помещения всегда необходимо устанавливать наиболее освещённые объекты, которые будут привлекать внимание покупателей

Иногда, для того, чтобы создать сложный и извилистый маршрут движения клиентов создается освещение, которое подчеркивает особенности панировки. Так, потолочные светильники могут располагаться над проходами, образовывая «карту» помещения. Но в любом случае, основной акцент должен сосредотачиваться на товарах. Самый значимый свет должен совпадать с наиболее интересным для магазина товаром. Существенное световое акцентирование в интерьере возникает в тех случаях, когда освещенность в месте акцента в три раза превышает общую освещенность.

Исходные данные и расчёты

Проведём расчет освещенности на конкретном примере – рабочем месте программиста.

Исходные параметры: длина и ширина кабинета составляют: а = 5 м и б = 4 м, соответственно, высота потолка — h = 3 м.
Расчет производится под типовой растровый светильник с 4-ю линейными люминесцентными лампами (Кл), мощностью 18 Вт каждая (1 лампа даёт световой поток (СПл), равный 900 лк).

Рабочее место

В обязательном порядке в расчет нужно вносить поправки на цвет и степень отражаемости всех поверхностей. В нашем примере все поверхности покрыты белой побелкой, пол – серый, а значит, индексы отражения составляют: для потолка – 80, для стен – 80 , для пола — 30.

Коэффициент отражения

Поскольку должность программиста предполагает длительные монотонные операции — со высоким уровнем зрительной работы (различение объектов, размером от 3 до 5 мм), то возьмём за норму – освещённость его рабочего места (Е) в 500 люксов (см. первую таблицу).
Коэффициент запаса (поправка на запылённость) для нашего примера равен 1,2 (Кз).

Коэффициент запаса

Определяем индекс помещения (Ип), расчет:

Ип = S/((h1-h2)*(а+б))

Ип = (5*4) / ((3-0,8) * (5+4)) = 1,01

Теперь, воспользовавшись таблицей, приведённой ниже, можно определить коэффициент использования (U) – в нашем случае он составит 65.

Отражение света

Выполним, наконец, расчет количества светильников (Ксв.) для данного помещения.

Ксв. = (E*S*100*Кз)/(U*Кл*СПл)

(500 *20*100*1,2)/ (65*4*900) = 5 светильников

Получается, что для кабинета программиста размером 5 х 4 м достаточно будет установить 5 растровых светильников.

Благодаря применению качественного освещения значительно повышается общая эргономика в офисных помещениях. В результате работник намного меньше устаёт, а значит, и трудится гораздо эффективнее.

Современное освещение в офисе: светодиодные панели против люминесцентного освещения

Сравнение начнем со светотехнических расчетов. Для расчетов нужно знать следующие параметры:

  • размер помещения;
  • высота потолков;
  • цвет стен, потолков и пола;
  • принятые коэффициенты отражения;
  • принятые нормы освещенности;
  • коэффициент пульсации освещенности;
  • коэффициент запаса.

Первые 4 параметра можно получить из чертежей помещения.

Нормы освещенности выбираем по СП 52.13330.2011. Если не удается определиться с нормой освещенности, то более полные данные следует смотреть в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

Для офисных помещений нормируемый коэффициент пульсации в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 составляет не более 10%, а если в помещениях ведется работа за компьютерами, это значение составляет не более 5%.

Коэффициент запаса (СП31.110):

  • разрядные лампы 1,4;
  • светодиодные источники света 1,1.

Основные выводы

Выбор расстояния между потолочными осветительными элементами обусловлен не только нормативными требованиями, но и собственными предпочтениями или дизайнерскими решениями. Основным критерием определения оптимального расстояния также служит комфорт, удобство восприятия, отсутствие раздражающих факторов от избытка светильников. Рассчитывая число приборов и определяя схему размещения, следует учесть назначение комнаты, возраст и привычки людей, живущих в ней. Это позволит подобрать оптимальный вариант размещения светильников, установить их на самом выгодном расстоянии друг от друга, создать привлекательный и уютный стиль оформления натяжного полотна.

Предыдущая
Освещение в натяжном потолкеКак можно рассчитать, какое количество светильников нужно в комнату с натяжным потолком
Следующая
Освещение в натяжном потолкеВарианты освещения в спальне с натяжным потолком

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: