О безопасности лифтов

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к устройству и установке в зданиях, сооружениях новых пассажирских и грузопассажирских лифтов (грузовых лифтов, в которых транспортирование грузов осуществляется в сопровождении людей) с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов.

1.2 В тех случаях, когда лифты предназначены для работы в специальных условиях (обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, транспортирование пожарных подразделений во время пожара, возможное преднамеренное повреждение лифтового оборудования в результате вандальных действий, при сейсмическом воздействии и т.п.) в дополнение к требованиям настоящего стандарта следует предусмотреть выполнение специальных требований, обеспечивающих безопасность, указанных в других стандартах.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется:- на лифты с приводом, отличающиеся от указанных в 1.1;- гидравлические лифты со скоростью движения более 1,0 м/с;- грузовые лифты, предназначенные для транспортирования грузов без сопровождения людьми;- лифты, устанавливаемые в шахтах горной и угольной промышленности;- лифты на судах и иных плавучих средствах;- лифты на платформах для разведки и бурения на море;- лифты на самолетах и летательных аппаратах;- лифты для строительства и технического обслуживания ветряных вышек;- театральные и тротуарные лифты;- новые пассажирские и грузопассажирские лифты, устанавливаемые в существующие здания, в которых из-за особенностей строительной части требования настоящего стандарта не могут быть выполнены полностью;— лифты на транспортных средствах;- лифты, изготовленные по ранее действующим нормативно-техническим документам (стандартам, техническим условиям и т.п.);— обеспечение безопасности при выполнении транспортирования, монтажа в здании, проведении ремонтных работ.

1.4 Настоящий стандарт может быть использован в качестве нормативной базы для модернизации лифтов.

1.5 Шум и вибрация в настоящем стандарте не рассматриваются в качестве опасных факторов работы лифта.

1.6 Настоящий стандарт может быть использован на добровольной основе для соблюдения общих требований безопасности .

Сергей Федорович, расскажите, насколько важны новые правила и чем, на ваш взгляд, была вызвана необходимость принятия такого постановления?

Необходимость принятия новых Правил возникла сразу после вступления в силу (с 15.02.2013) технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», принятого решением комиссии Таможенного союза ЕВРАЗЭС от 09.12.2011 № 884

Важность их более чем очевидна сразу по нескольким причинам

Новые правила безопасного использования и содержания лифтов

Во-первых, достаточно долгий период времени — более 4-х лет — отсутствовал документ, регулирующий на государственном (законодательном) уровне требования к порядку ввода в эксплуатацию и эксплуатации лифтов. За этот промежуток времени появились так называемые «горе-профессионалы», которые пытались и пытаются стать участниками сферы лифтовых услуг, но не путем оказания качественных услуг, а демпингом цен, делающих акцент не на безопасном использовании и содержании Объектов, а на распределении финансовых потоков.

Во-вторых, Правила устанавливают единые требования к организации безопасного использования и содержания не только лифтов, но и нескольких других типов подъемных сооружений — это подъемные платформы для инвалидов, пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) и эскалаторы. Таким образом, требования стали едиными к организации безопасного использования и содержания в отношении указанных объектов, которые по сути своей безальтернативны в осуществлении вертикальных перевозок и имеют высокую значимость для социальной адаптации маломобильных групп населения.

Наконец, требования обязательны для владельцев объектов и специализированных организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского контроля, а также их ремонту.

Предисловие

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией «Российское лифтовое объединение» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)

READ  Техническое описание выключателей автоматических серии а3700 п 16 марта 2019 г. 4:15

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны поМК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

(Поправка. ИУС N 7-2019).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 марта 2017 г. 163-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2018 г.*________________* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 марта 2017 г. N 163-ст ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) в части общих требований безопасности к устройству и установке лифтов для транспортирования людей или людей и грузов отменен с 15 февраля 2020 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 81-20:2014 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Лифты для транспортирования людей и грузов. Часть 20. Пассажирские и грузопассажирские лифты» («Safety rules for the construction and installation of lifts — Lifts for the transport of persons and goods — Part 20: Passenger and goods passenger lifts», MOD) в части общих требований безопасности к устройству и установке лифтов для транспортирования людей или людей и грузов. ________________ Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — . Дополнительные положения и требования, включенные в текст настоящего стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом.________________ В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах «Введение», 2 «Нормативные ссылки», 3 «Термины и определения», 5 «Требования безопасности и/или защитные меры» выделены курсивом, остальные по тексту документа приводятся обычным шрифтом. — Примечания изготовителя базы данных.Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ИЗДАНИЕ (февраль 2019 г.) с Поправкой (ИУС 8-2018)8 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 11, 2019 годПоправки внесены изготовителем базы данных

Капитальный ремонт: менять или чинить?

В последние годы капитальный ремонт многоквартирных домов проводится в основном за счёт средств государственного фонда содействия реформированию ЖКХ. «Применительно к лифтам капитальный ремонт дома можно отождествить с заменой лифтов, отработавших 25-летний срок службы, однако это не будет являться капитальным ремонтом лифта. Таким ремонтом корректнее назвать модернизацию и реконструкцию лифтов, если эти работы будут предусмотрены собственниками жилья и управляющей компанией в составе работ капитального ремонта дома», — рассказывает Сергей Сергиенко.

Цикличность выполнения капитального ремонта лифта составляет 4-6 лет. За 25-летний срок службы лифта, при планировании своевременных его ремонтов, капитальный ремонт нужно провести как минимум трижды.

Капремонт самого дома делают намного реже — раз в 30 лет и более. Поэтому, если первый капитальный ремонт лифта делают только вместе с первым капитальным ремонтом дома, эффективность такого ремонта для лифта будет низкой, а при недостаточном финансировании — ремонт лифта становится неэффективным и бессмысленным. Радикальным решением будет только замена или «глубокая» модернизация лифта.

READ  Тормозные режимы асинхронных двигателей

Планирование и проведение капитальных ремонтов лифтов в общем случае регулируется требованиями ряда документов правительства РФ. Кроме того, при планировании ремонтных работ следует руководствоваться инструкциями производителя лифта и требованиями национальных стандартов и сводов правил. Членам Ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация „Лифтсервис“» также необходимо руководствоваться стандартами и требованиями ассоциации, а также её методическими рекомендациями по обследованию технического состояния и расчету остаточного ресурса для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифтов.

Расскажите о профессиональных стандартах сотрудников, которые вводятся постановлением. Каковы новые требования к ним?

Требования о наличии квалифицированного персонала, который должен быть аттестован согласно положениям профессиональных стандартов, устанавливающим квалификационные требования ко всему спектру выполняемых работ на лифтах — одни из важнейших. Для их выполнения специализированным организациям, а также владельцам лифтов, эксплуатирующих и/или обслуживающих лифты собственными силами, необходимо осуществить переход на профессиональные стандарты в области оценки квалификации указанных работников. А далее провести аттестацию работников (оценка квалификации проводится регулярно один раз в 3 года).

Аттестацию можно провести собственными силами, создав соответствующую комиссию на предприятии согласно установленному порядку. А для прохождения независимой оценки квалификации работников нужно обратиться в один из центров оценки квалификации (ЦОК), которые созданы и функционируют согласно федеральному закону «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ в каждом субъекте Российской Федерации.

Оценка квалификации работников проводится отдельно и не отменяет обязательную ежегодную проверку знаний с последующим допуском к работе.

I. Общие требования к характеристикам лифтов и устройств безопасности лифтов

1.
Точность автоматической остановки кабины лифта, допускающего транспортировку
людей при эксплуатационных режимах работы, должна быть в пределах ±0,035 м.

2.
Двери шахты, двери кабины, стены купе кабины лифта должны выдерживать нагрузку,
равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке
площадью 5 см2, приложенную под прямым углом в любой точке с упругой
деформацией не более 15 мм. При этом остаточная деформация и изменение
функционирования после снятия нагрузки не допускаются.

3.
Высота в свету проема двери шахты и кабины лифта, допускающего транспортировку
людей, должна быть не менее 2 м.

4.
Усилие, необходимое для предотвращения закрывания автоматической двери шахты с
механическим приводом, не должно превышать 150 Н. Кинетическая энергия двери
шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости закрывания должна
быть не более 10 Дж в тех случаях, когда предусмотрено автоматическое
реверсирование закрывающихся створок дверей при или до воздействия их на
препятствие, находящееся в дверном проеме. При отсутствии реверса кинетическая
энергия двери шахты и жестко связанных с нею элементов при средней скорости
закрывания должна быть не более 4 Дж.

Указанные
требования распространяются на конструкции, в которых двери шахты и кабины
лифта кинематически соединены между собой.

5.
Высота купе кабины лифта, допускающего транспортировку людей, измеренная от
пола до конструктивного потолка кабины, должна быть не менее 2 м. При этом
выступающие от конструктивного потолка вниз не более чем на 0,05 м элементы
(плафон светильника, декоративные элементы и т.п.) не учитываются.

6. В
лифте, у которого предусмотрена возможность самостоятельного освобождения
пользователей из кабины лифта, находящейся в зоне отпирания дверей шахты,
усилие открывания дверей кабины лифта должно быть не более 300 Н.

7.
Величина среднего замедления при посадке кабины лифта с номинальным грузом на
ловители плавного торможения или на буфера должна быть не более 9,81 м/с2,
на ловители резкого торможения — не более 25 м/с2. Допускается
величина замедления более 25 м/с2 при времени его действия не более
0,04 с.

8.
Токоведущие части электрооборудования лифтов, находящиеся под напряжением более
42 В переменного тока и более 60 В постоянного тока, должны быть защищены от
прикосновения, обозначены предупредительными надписями и иметь специальную
маркировку.

READ  Подключение амперметра и вольтметра в сети постоянного и переменного тока

9.
Напряжение питания цепей управления лифта, освещения, розеток для подключения
переносного инструмента, вентиляции, двухсторонней переговорной связи должно
быть не более 250 В.

Напряжение
цепи питания для переносных ламп должно быть не более 42 В.

10.
Максимальная величина ускорения (замедления) движения кабины при
эксплуатационных режимах работы не должна превышать:

для
пассажирских лифтов и грузовых лифтов, доступных для людей, — 2 м/с2;

для
пассажирских лифтов для лечебно-профилактических учреждений -1 м/с2.

Величина
среднего замедления кабины лифта при экстренном торможении должна быть не более
9,81 м/с2.

4 Перечень существенных опасностей

Этот раздел содержит все существенные опасности, опасные ситуации и события, поскольку они имеют отношение к настоящему стандарту, определяемые оценкой степени риска для этого типа машинного оборудования и теми действиями, которые необходимо принять для исключения или уменьшения риска, приведенные в таблице 1.Таблица 1 — Перечень существенных опасностей

Опасности

Соответствующие пункты

1

Механические опасности вследствие:

ускорения, замедления (кинетическая энергия)

5.2.5; 5.3.6; 5.5.3; 5.6.2; 5.6.3; 5.6.6; 5.6.7; 5.8.2; 5.9.2; 5.9.3

приближения подвижного элемента к неподвижной части

5.2.5; 5.2.6; 5.5.8

падающих предметов

5.2.5; 5.2.6

силы тяжести (потенциальной энергии)

5.2.5

высоты над уровнем земли

5.3; 5.4.6; 5.5; 5.6

высокого давления

5.4.2; 5.9.3; см. также 1.3

движущихся элементов

5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 5.6; 5.7; 5.8

вращающихся элементов

5.5.7; 5.6.2; 5.9.1

грубой, скользкой поверхности

5.2.1; 5.2.2; 5.4.6

стабильности

См. 3.2

устойчивости

прочности:

См. 3.2

— частей машины или рабочих мест, например:- накопления энергии внутри машинного оборудования, например:

опасность разрушения

5.2.5; 5.3

опасность среза

5.3

опасность запутывания

5.5.7; 5.6.2; 5.9.1

опасность защемления или захвата

5.2.1; 5.3.1; 5.3.9; 5.4.10; 5.5.3; 5.5.7; 5.6.2; 5.9.1; 5.10.5; 5.12.1

опасность удара

5.8

скольжение, расцепление и падение людей (относительно машинного оборудования):

5.2.1; 5.2.2; 5.3.10; 5.4.6; 5.3;5.5; 5.6

— неконтролируемая амплитуда движений

5.2.1; 5.2.5; 5.5.6; 5.8

— недостаточная механическая прочность частей

См. 3.2

— неправильная конструкция шкивов, барабанов

5.5.3

— падение человека

5.3; 5.4.3; 5.4.5; 5.4.6

2

Электрические опасности:

дуговой разряд

5.11.2

части, находящиеся под напряжением

5.2.6; 5.11.2; 5.12.1

перегрузка

5.10.4

части, оказавшиеся в неисправном состоянии

5.10.1; 5.10.2; 5.10.3; 5.11.2

короткое замыкание

5.10.3; 5.10.4; 5.11.1; 5.11.2

тепловое излучение

5.10.1

3

Тепловые опасности:

предметы или материалы с высокой или низкой температурой

5.10.1

излучение от источников тепла

5.10.1

4

Опасности, вызываемые излучением:

низкочастотное электромагнитное излучение

5.10.1.1.3

радиочастотное электромагнитное излучение

5.10.1.1.3

5

Опасности, вызываемые материалами и веществами:

пыль

5.2.1

волокно

3.2

текучие среды

3.19; 5.2.1

6

Опасности, вызываемые пренебрежением эргономических принципов в проектировании машинного оборудования, как, например, опасности из-за:

доступа

5.2.1; 5.2.2; 5.2.4; 5.2.5; 5.2.6; 5.6.2; 5.9.3; 5.12.1

конструкции или расположения индикаторов и дисплеев

5.2.6; 5.3.9; 5.12.1; 5.12.4

конструкции, расположения или идентификации устройств управления

5.4.7; 5.10.5; 5.10.8; 5.10.10; 5.12.1.1; 5.12.1.5

приложения усилий

5.2.1; 5.2.3; 5.2.5; 5.2.6; 5.3.12; 5.4.6; 5.9.2

местного освещения

5.2.1; 5.2.2; 5.2.6; 5.3.9; 5.4.9; 5.10.1; 5.10.5; 5.10.7; 5.10.8

повторяющихся действий

5.12.1

видимости

5.2.5; 5.9.1; 5.12.1

7

Опасности, связанные с условиями окружающей среды, в которых используется лифт:

пыль и туман

5.2.1

влажность

5.2.1; 5.2.6

температура

5.2.1; 5.2.6; 5.10.4

вода

5.2.1; 5.2.6

ветер

5.7.2.3.1 а) 2)

неисправность источника питания

5.2.1; 5.2.3; 5.2.4; 5.2.5; 5.2.6; 5.4.3; 5.4.5; 5.6.2; 5.9.2; 5.9.3; 5.12.1; 5.12.3

неисправность цепей управления

5.6.7

неожидаемый пуск, неожидаемое превышение скорости (или любая подобная неисправность) при восстановлении работы источника питания после перерыва

5.2.1; 5.2.6; 5.4.6; 5.6.2; 5.6.5; 5.6.6; 5.6.7; 5.8; 5.10.5; 5.12.2

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: