Преимущества шинопровода перед кабельной системой. техническое сравнение

Технология монтажа магистрального шинопровода

Наиболее сложный в плане установки тип конструкции, в которой размещаются силовые кабели, работающие под высоким напряжением. Например, в числе особенностей монтажа шинопроводов и токопроводов выше 1000В можно выделить необходимость выполнения соединений посредством сварки, подключение специальной техники для подъема сборочных блоков и подготовку опорных конструкций для удержания элементов канала.

Работы начинаются с компоновки секций в модульные блоки длиной от 9 до 12 м в среднем. Углы и узлы ответвлений на этом этапе выполняются контактной сваркой в среде аргона полуавтоматическими аппаратами. Сложность этой операции заключается в том, что данный тип сварки предъявляет жесткие требования к рабочей среде. Например, в помещениях с высоким классом пожароопасности и в запыленных зонах такой метод соединения исключается, поэтому сборку производят заранее на других площадках.

Болтовые зажимы при монтаже шинопровода на 1000 В и 1200 В используют при необходимости создания разъемных соединений. Фиксация обычно выполняется болтами формата М8 и М10 по направляющим швеллера, в котором изначально должны быть предусмотрены монтажные точки для интеграции метизов. Вместе с болтами устанавливаются пружинные шайбы и боковые металлические крышки.

Применение устройства

В качестве защитно-монтажной электротехнической фурнитуры шинопровод может использоваться не только на производственных предприятиях в сборочных цехах с конвейерными линиями, но и в административных, общественных и жилых зданиях. Широкая область применение таких устройств обусловлена высокой надежностью и степенью защиты, которая позволяет оберегать кабельную линию от разного рода повреждений. Силовой монтаж магистрального шинопровода может выполняться практически в любых планировочных условиях – в том числе, через окна, проемы и перекрытия. Этот нюанс тоже способствует распространению фурнитуры, дополняющейся секциями разного типоразмера и формата.

Типология и назначение

Шинопровод представляет собой устройство из неизолированных или изолированных проводников, изоляторов и конструкций, которые служат для передачи и распределения электроэнергии в производственных помещениях, на территориях промышленных предприятий, стояках многоквартирных домов, торговых помещениях и пр. Согласно ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87), шинопровод — комплектное устройство в виде системы проводников, состоящее из шин, разделенных промежутками и опирающихся на изолирующий материал, помещенных внутри трубы, лотка или другой подобной оболочки, прошедшее типовые испытания.

Шинопровод может включать в себя следующие элементы: прямые секции стандартной длины (2м, 3м, 4м), секции для распределения, блоки для соединения секций (у компании Schneider Electricс самозатягивающимися гайками), элементы подключения к щитам и трансформаторам, секции специального назначения — транспозиции фаз, компенсационные, гибкие, отводные блоки для установки автоматических выключателей и иной коммутационной аппаратуры.

По назначению шинопроводы подразделяют на магистральные, распределительные, осветительные и троллейные.

Магистральными называются шинопроводы, предназначенные для сооружения магистральных линий, связи подстанций по стороне низкого напряжения, для питания распределительных шинопроводов, распределительных пунктов, отдельных крупных электроприемников напряжением до 1000 В частотой 50 Гц. Шинопроводы представляют собой комплектную электрическую сеть, состоящую из конструкций для крепления и отдельных секций, соединяемых между собой предусмотренным способом. Они изготавливаются отдельными секциями нормализованной длины — прямые и фигурные (угловые и ответвительные), что позволяет собрать шинопровод любой конфигурации. Номиналы магистральных шинопроводов составляют от 630А до 6300А.

Распределительные шинопроводы — это шинопроводы, состоящие из специальных секций для распределения с установленными отводными блоками, непосредственно к которым присоединятся электропотребители. Номиналы распределительных шинопроводов составляют от 100А до 6300А.

Осветительные шинопроводы применяют для создания сетей освещения и подключения осветительных приборов, а также потребителей небольшой мощности. Осветительные шинопроводы производят на токи от 25 до 40 А.

Троллейные шинопроводы применяют для питания цеховых электроприемников подвижного состава (например, кранов, кран-балок, монорельсовых дорог, напольных тележек, установок для раскроя тканей) и выпускают на токи от 35 А до 1 кА.

Влияние температурных перепадов на шинопроводы

Перепады температуры, в первую очередь вызывают тепловое расширение, воздействующее на состояние алюминиевой и медной шины, что учитывается еще при проектировании шинопроводов. Между рабочим и простым состоянием, температур летом и зимой разность температур от 60 до 70°С и более. Таким образом, этот перепад температур сказывается на перемещении шин по конструкции на определенное расстояние, от 20 до 40 мм. Во-вторых, резкие изменения температуры / давления воздуха приводят к образованию конденсата.

Надо отметить, что в системах шинопроводов разработаны методы контроля и оказания противодействия таким негативным последствиям. К примеру, в ряде шинопроводов применяется система контроля температуры в виде оптоволокна и температурного контроллера системы шинопровода.

При проектировании шинопроводов, система рассчитывается на возможное перемещение сборных шин от 20 до 40 мм.

Преимущества конструкции

Конструкция большинства современных шинопроводов представляет собой пакет шин, плотно прижатых друг к другу, изолированных при помощи полиэфирной пленки и помещенных в кожух. Шины изготавливаются из меди или алюминия прямоугольной формы. Кожух, в зависимости от производителя, может быть либо алюминиевый, либо стальной. В качестве примера, на Рис. 1 представлено сечение шинопровода Canalis KT производства Schneider Electric.

Рис.1 Конструкция шинопровода Canalis KT

Благодаря именно такой конструкции шинопровода обеспечивается равномерное распределение плотности тока по сечению проводника, в отличие от кабеля. Эта особенность приводит к значительному сокращению падения напряжения и потерь энергии в магистрали. Расчёты показывают, что при применении шинопровода на ток 2000А длиной 100 м вместо кабельной линии такой же длины на аналогичную нагрузку можно сэкономить 1 936 110 руб. в год только на потерях, которые возникают в линии при передаче электроэнергии.

Пример:

В качестве примера рассмотрим линию для передачи электроэнергии длиной L=100м, напряжением U=400В и на ток I=2000А при cosϕ=0,9, температура окружающей среды t=35°С.

Решение:

Падение напряжения в ШП KTA2000 исполнение Per(табличное значение стр.144 каталога 2016 года):

ДUт= 0,003 (В/100 м/А);

Падение напряжения в ШП при распределенной нагрузке:

ДUшп = ДUт·L·I = (0,003·100·2000)/100 = 6 В.

Падение напряжения в кабельных линиях ВВГнг-FRLS 5х240-1:

ДUкл = (P·R·L+Q·X·L)/U = 33 В, где

Pи Q – соответственно – активная и реактивная мощности,

Rи X — соответственно — активное и реактивное сопротивления кабеля.

Таким образом, дельта в падениях напряжения между кабелем и шинопроводом составит:

ДUкабель – ДUшинопровод = 33 – 6 = 27 В

Эквивалентные потери мощности при условии, что линия работает в течение 10 часов в сутки составит:

ДPсут = 3·I·ДU·cosϕ·10= 3·2000·27·0,9·10 = 1458 кВт/час

1 кВт электроэнергии при одноставочном тарифе для предприятий равен 5,03 руб./кВт.ч. Следовательно дополнительные затраты на оплату потерь, которые будут возникать в случае установки кабельных трасс по отношению к трассам шинопроводов в месяц, при условии, что предприятие работает 22 дня в месяце составит:

ДСдоп.з.мес=22·ДPсут·5,03 = 22·1458·5,03=161 340 руб

Дополнительные затраты в год:

ДСдоп.з.год=12·ДСдоп.з.мес=12·161340=1 936 110 руб

Еще один миф, который хочется развеять — это то, что стоимость шинопровода значительно выше стоимости кабельной системы. В качестве примера используем данные, которые даны выше, а именно: магистральная трасса длиной L=100м, напряжением U=400В и на ток I=2000А.

В данном случае будем сравнивать стоимость кабельной системы с применением кабелей ВВГнг-FRLS-5×240-1, в количестве 5 штук (так как ток одного кабеля согласно тех данных 472А) и шинопровода с усиленным исполнением земли Per — KTA2000.

READ  Предварительный отзыв об опытной эксплуатации гидрофобной пасты упд-м

Таким образом, легко сделать вывод, что в современных условиях 2016 года, стоимость системы шинопровода оказывается меньше стоимости кабельной системой. Это является еще одной причиной интереса и спроса на шинопроводы.

Комбинированные виды взрывозащиты

Различные виды взрывозащиты могут применяться совместно (комбинироваться). При этом на маркировке вначале указывается основной вид защиты, а затем — дополнительный (например, «d»).

Уровень взрывозащиты (для группы II)

По уровню взрывозащиты оборудование подразделяется на:

Электрооборудование повышенной надежности (знак уровня: «2»)

К нему относятся устройства, в которых взрывозащита обеспечивается только при нормальном режиме работы. Повышенная надежность электрооборудования против взрыва может обеспечиваться:

  • взрывозащитой вида «i» с уровнем искробезопасной электрической цепи «ic» и выше;
  • взрывозащитой вида «d».

Взрывобезопасное электрооборудование (знак уровня: «1»)

Это электрооборудование, в котором взрывозащита обеспечивается как при нормальном режиме работы, так и при вероятных повреждениях, определяемых условиями эксплуатации, кроме повреждения средств взрывозащиты.

Взрывобезопасность электрооборудования может обеспечиваться:

  • взрывозащитой вида «i» с уровнем искробезопасной электрической цепи не ниже «ib»;
  • взрывозащитой вида «d».

Особо взрывобезопасное электрооборудование (знак уровня: «0»)

Оборудование, в котором приняты дополнительные меры обеспечения взрывозащиты по сравнению с предусмотренными стандартами для взрывобезопасного электрооборудования.

Особая взрывобезопасность электрооборудования может обеспечиваться:

  • взрывозащитой вида «i» с уровнем искробезопасной электрической цепи «iа»;
  • специальным видом взрывозащиты «s»;
  • дополнительными к основной видами защиты. При этом для отходящих соединений должен обеспечиваться уровень искробезопасных цепей «ia».

Группы взрывозащищенного электрооборудования по области его применения

Электрооборудование

Знак группы

Рудничное, предназначенное для подземных выработок шахт и рудников

I

Для внутренней и наружной установки (кроме рудничного)

II

Так как электрооборудование группы II подразумевает наличие газовых смесей, имеющих различные БЭМЗ и МВТ (см. раздел «Классификация взрывоопасных зон. Категория взрывоопасной смеси (для группы II)»), то взрывозащищенное оборудование группы II с видами защиты «i», «d» делится на подгруппы:

Знак группы электрооборудования

Знак подгруппы электрооборудования

Категория взрывоопасной смеси, для которой электрооборудование является взрывозащищенным

II

IIA, IIB и IIC

IIA

IIA

IIB

IIA и IIB

IIC

IIA, IIB и IIC

Почему подключение шинопровода необходимо доверить профессионалам?

При кажущейся простоте подключения шинопровода существует ряд сложностей, которые могут возникнуть у человека, решившего самостоятельно выполнить подключение трековой установки к электропитанию. Это в первую очередь сложности с правильным подключением электричества, креплением подвесов и составлением соединительной конструкции.

Команда профессионалов нашей компании произведет установку электрического оборудования, в том числе и трековой осветительной установки по низкой цене.

Стоимость монтажа шинопровода зависит от его разновидности и величины фронта работ. Но в целом ценовая политика нашей компании наиболее демократичная.

Разновидности систем

По способу применения шинопроводы классифицируют следующим образом:

  • магистральные (распределительные);
  • осветительные (трековые);
  • троллейные;
  • одно- и трёхфазные.

Основное предназначение магистрального токопровода – передача электрической энергии от ВРУ до грузоподъёмных кранов, а также распределительных щитков.

Троллейный шинопровод используется для обеспечения питания кранов-балок, мостовых механизмов, талей и других типов оборудования. П-образный элемент производится из оцинкованной прочной стали, реже – пластика. Шины расположены внутри коробки, так же, как и токосъёмник.

Шинопровод осветительного типа – лишь общее название распределительных маломощных линий. Сюда относится провод для сетей освещения и трековых светильников.

Первая конструкция состоит из оцинкованного корпуса. Одновременно он является РЕ-проводником. Внутри него находятся от 2 до 6 проводников электрической энергии. В корпусе имеются отверстия для подключения осветительных приборов или другого оборудования.

Шинопровод для трековых светильников необходим там, где имеет значение гибкость электротехнических приборов. Корпус производится из пластика, экструдированного алюминия, реже – стали, покрытой тонким слоем цинка.

Сами светильники легко перемещаются вдоль линии шинопровода, позволяя осветить необходимые участки на производственной площадке, например, место опускания груза краном.

Установка шинопровода

Монтаж канала производится с помощью металлических профилей и системы фиксирующих метизов. Изначально составляется монтажная схема с указанием контуров прокладки и точек установки шинопровода. Далее подготавливаются помещения, где будет проходить трасса. В частности, по стенам и полу формируются разрезы и отверстия, посредством которых будет осуществляться крепление. Стандартная инструкция по монтажу магистральных шинопроводов требует, чтобы установка производилась в условиях готовности помещения к строительно-ремонтным операциям с полной защитой элементов канала от загрязнений и механических повреждений.

На первом этапе монтируются подкладки из П-образных металлических профилей. Они крепятся к полу шурупами, саморезами или дюбелями. Далее в имеющийся паз интегрируется корпус изделия, после чего следует замыкающий П-образный профиль, который стыкуется с несущим аналогичным элементов посредством анкерного болта и соединительной шпильки.

Особенности монтажа закрытых шинопроводов

Это полноформатные сборно-разборные модульные шахты, которые закрывают электрическую трассу со всех сторон. Такой вариант может использоваться в местах повышенных внешних нагрузок. Сама проводка на первом уровне изоляции закрывается многослойной оболочкой, предотвращающей риски механических воздействий и электромагнитного влияния. Снаружи монтируется металлический корпус, выполненный из алюминия или стального сплава. В качестве крепления для шинопроводов закрытого типа могут применяться усиленные монтажные конструкции с анкерной фиксацией. Тяжелые корпуса устанавливаются посредством кронштейнов на рамы и профильные монтажные компоненты. В качестве основы для крепления обычно используют поверхности капитальных сооружений, стен, потолков и перегородок. К эксплуатационным особенностям металлического закрытого короба можно отнести то, что он выступает заземляющим контуром, который может подключаться к основным каналам электротехнической защиты. В системах открытого типа эту функцию уже в составе шинопровода выполняют специальные металлические стержни.

Техника безопасности при установке шинопровода

В процессе монтажа должны соблюдаться общие требования правил безопасности при выполнении электромонтажных работ, а также особые нормативы, относящиеся к наладочным мероприятиях в отношении токопроводящих модулей. В их числе следующие:

  • Запрещено использовать конструкции шинопровода в качестве несущих элементов или подмостей.
  • В момент установки на участке сборки и фиксации шинопровода запрещается находиться сторонним лицам, пока не будет завершено жесткое крепление.
  • При организации технических условий для выполнения крепежных и соединительных операций на высоте нельзя применять устройства и приспособления, не предназначенные для страховочных целей.
  • Специальные требования техники безопасности при монтаже шинопроводов предъявляются к сварочным работам. В частности, такие операции должны выполнять только монтажники, имеющие соответствующую квалификацию. В самом помещении, где выполняется сварка, должны быть изолированы легковоспламеняющиеся предметы и материалы.

Конструкция

Конструкция прямо зависит от размеров, формы, расположения, типа изоляторов, а также способа защиты шин от отрицательного влияния окружающей среды.

В цехах (речь идёт о напряжении до 1000 В) промышленных предприятий принято использовать шины, спрятанные в сплошном коробе. Защита: сетка, возможно использование перфорированного короба.

Защитные меры вызваны необходимостью обезопасить от несанкционированного проникновения, случайного прикосновения, попадания посторонних предметов. Вариант шинопровода с защитой — это хорошая изоляция и тепловая стойкость. Закрытые и защищенные шинопроводы, в свою очередь, делятся на магистральные и распределительные. В конструкции открытого типа описанная выше защита отсутствует полностью.

Степени защиты ГОСТ 14254-96

Степень защиты от внешних предметов, обозначаемых характеристической цифрой принята Международной электрической комиссией в качестве стандарта защиты изделий (International Protection), регламентирует после обозначения «IP» обязательно прописывать две цифровые характеристики. Первая характеристическая цифра (от 0 до 6) обозначает степень защиты от попадания внутрь посторонних твердых тел.

READ  Правила применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним

Первая

цифра

Степень защиты

Краткое описание

Определение

Нет защиты

1

Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 50 мм

Щуп-предмет — сфера диаметром 50 мм — не должен проникать полностью*

2

Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 12,5 мм

Щуп-предмет — сфера диаметром 12,5 мм — не должен проникать полностью*

3

Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 2,5 мм

Щуп-предмет — сфера диаметром 2,5 мм — не должен проникать ни полностью, ни частично*

4

Защищено от внешних твердых предметов диаметром больше или равным 0,1 мм

Щуп-предмет — сфера диаметром 0,1 мм — не должен проникать ни полностью, ни частично*

5

Пылезащищено

Проникновение пыли исключено не полностью, однако пыль не должна проникать в количестве, достаточном для нарушения нормальной работы оборудования или снижения его безопасности

6

Пыленепроницаемо

Пыль не проникает в оболочку

Вторая характеристическая цифра обозначает степень защиты, обеспечиваемую корпусом прибора от вредного воздействия воды на работу измерителя.

Испытания на соответствие второй характеристической цифре проводят на пресной воде. В таблице приведены краткое описание и определение защиты для каждой степени, представленной второй характеристической цифрой.

Вторая

цифра

Степень защиты

Краткое описание

Определение

Нет защиты

1

Защищено от вертикально падающих капель воды

Вертикально капающие капли воды не должны оказывать вредного воздействия

2

Защищено от вертикально падающих капель воды, когда оболочка отклонена на угол до 15°

Вертикально капающие капли воды не должны оказывать вредного воздействия, когда оболочка отклонена от вертикали на угол до 15° включительно

3

Защищено от воды, падающей в виде дождя

Вода, падающая в виде брызг в любом направлении, составляющем угол до 60° включительно с вертикалью, не должна оказывать вредного воздействия

4

Защищено от сплошного обрызгивания

Вода, падающая в виде брызг на оболочку с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

5

Защищено от водяных струй

Вода, направляемая на оболочку в виде струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

6

Защищено от сильных водяных струй

Вода, направляемая на оболочку в виде сильных струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия

7

Защищено от воздействия при временном (непродолжительном) погружении в воду

Должно быть исключено проникновение воды внутрь оболочки в количестве, вызывающем вредное воздействие, при ее погружении на короткое время при стандартизованных условиях по давлению и длительности

8

Защищено от воздействия при длительном погружении в воду

Должно быть исключено проникновение воды внутрь оболочки в количествах, вызывающем вредное воздействие, при ее длительном погружении в воду при условиях, согласованных между изготовителем и потребителем, однако более жестких, чем условия для цифры 7

Перечисленные степени защиты следует нормировать, как указывает ГОСТ 14254-96, только с использованием характеристических чисел, а не с помощью краткого описания или определения.

Европейские нормы, как и ГОСТ 14254-96, базируются на едином положении МЭК 529-89, что обеспечивает идентичность маркировки по IP как у нас в стране, так и за рубежом.

Классификация шинопроводов

Насколько разными могут быть условия применения изоляционных корпусов, столь же разнообразны и виды шинопроводов. К наиболее распространенным относят следующие признаки классификаций:

  • Степень замкнутости корпуса. Встречаются как полностью герметизированные, так и открытые конструкции. Это напрямую зависит от требований к коммуникации устройства и эксплуатационной среды.
  • Мобильность. Выделяют стационарные и переносные контуры. Выбор магистрального шинопровода по этому критерию также зависит от характера применения кабеля в конкретных условиях. Стационарные корпуса чаще используются на предприятиях с зафиксированными постоянными точками и каналами энергоснабжения. В свою очередь, переносные шинопроводы задействуются на объектах с агрессивными средами без постоянной электротехнической инфраструктуры.
  • Материал изготовления. В основном используется металл, прошедший обработку для обретения антикоррозийных свойств. Это могут быть и сплавы анодированного алюминия (отличаются легкостью и компактностью), и нержавеющая сталь (массивная, но долговечная конструкция с высокой степенью защиты).

Изоляция электрических цепей от взрывоопасных смесей

Метод подразумевает заключение электрических цепей в специальные оболочки, заполненные газообразным, жидкостным или твердым диэлектриком. Так как в этом случае взрывоопасная смесь не находится в контакте с электрическими цепями, такое оборудование нормируется и маркируется только по группе I или II без указания категории и температурного класса.

По данному методу реализуются следующие виды взрывозащиты, которые применяются только для ВЗО группы II:

  • взрывозащита вида «m» (заливка специальным компаундом);
  • взрывозащита вида «о» (масляное заполнение оболочки);
  • взрывозащита вида «q» (заполнение оболочки кварцевым песком);
  • взрывозащита вида «р» (заполнение или продувка оболочки взрывобезопасным газом под избыточным давлением).

Существующие разновидности

Магистральный

Данный тип конструкции предназначен для передачи электроэнергии от подстанции к производственным помещениям. Чаще всего магистральный шинопровод применяют в том случае, если оборудование на производстве расположено рядами по всему цеху и существует вероятность изменения местоположения станков.

Магистральные системы способны выдержать ток до 4000 А и к тому же рассчитаны на достаточно большое количество ответвлений, которые нужны для подключения электрооборудования. Как правило, предусматривается 2 ответвления на 6 метров длины.

Существуют магистральные шинопроводы переменного тока (маркировка ШМА) и постоянного (ШМАД). Конструкция изделий типа ШМА может включать три либо четыре шины. В первом случае каждая фаза представлена двумя прямоугольными изолированными шинами, изготовленными из алюминия. Нулем в этом случае являются два уголка (также алюминиевых), которые располагаются за пределами корпуса и используются для монтажа шинопровода. Что касается системы из 4-х шин, в этом случае все они расположены внутри конструкции.

Магистральные конструкции типа ШМА комплектуются из секций размерами 0,75; 1,5; 3 и 3,5 метра. Секции могут быть прямыми, подгоночными, тройниковыми, угловыми ответвительными или же присоединительными, что видно на схемах ниже.

Помимо этого существует еще 2 вида секций ШМА: фазировочные (позволяют чередовать фазы) и гибкие (для обхода препятствий, возникающих на пути прокладки). Чаще всего применяются прямые трехметровые секции при проектировании шинопровода.

Кстати, соединяются секции между собой с помощью одноболтовых сжимов однако более надежное соединение достигается за счет сварки.

ШМАД рассчитан на постоянный ток до 6300 А. Маркировка ШМАДК означает, что шины защищены крышками.

Распределительный

Назначением распределительного типа изделий (ШРА) является распределение электрической энергии от магистрального шинопровода непосредственно к потребителям. Такие конструкции применяют для подключения однофазных и трехфазный приемников.

Они комплектуются из угловых секций, тройниковых и прямых, длиной 3 метра. На 3-метровую секцию предусмотрено от 3 до 6 мест для подключения приемников. ШРА рассчитаны на ток до 630 А. Все 4 шины также прямоугольные и изготавливаются из алюминия, являются неизолированными. Соединение секций осуществляется за счет болтов.

Обращаем ваше внимание на то, что распределительный тип шинопровода может иметь маркировку ШРМ, что означает – шины медные

Осветительный

Данная разновидность конструкции может применяться не только на производстве, но и в быту, а также в торговых центрах для подсветки витрин. Секции могут быть прямыми, угловыми, вводными и гибкими. Стандартная длина составляет 1,5 и 3 метра.

READ  Что такое прозвонка и как правильно прозванивать провода, кабели и различное электрооборудование

Устройство представлено четырьмя изолированными проводниками, сечением 6 мм2. Осветительный шинопровод (ШОС) способен выдержать ток до 25 А. Данный тип конструкции применяется в сетях 220 и 380 Вольт для установки и подключения трековых светильников.

Троллейный

Ну и последний тип шинопровода – троллейный (ШТМ). Область применения – питание подъемных кранов, подвесных дорог, монорельсов и т.д. ШТМ рассчитаны на напряжение 380 и 660 Вольт в сетях с глухозаземленной нейтралью. Номинальный ток составляет 200 или же 400 А.

Данная разновидность конструкций комплектуется прямыми секциями, длиной от 0,75 до 3 метров, а также угловыми на 45 и 90 градусов. Это позволяет осуществлять сборку трассы практически любой схемы. Для соединения секций используют специальные муфты.

Этапы монтажа

Вот мы и рассмотрели, какие бывают типы шинопроводов, и какими преимуществами и недостатками обладают данные изделия по сравнению с кабелем. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Рекомендуем также прочитать:

  • Причины потерь электроэнергии в электрических сетях
  • Кабель-каналы: типы и размеры
  • Расшифровка маркировки проводов и кабелей

Кабель или шинопровод – что дешевле

Вам нужен правильный ответ на этот вопрос? Тогда сравнивайте корректно. Так, стоимость погонного метра кабеля определённой пропускной способности узнать можно. А вот с шинопродом такой «номер» не пройдёт. Представьте себе, что у вас спрашивают «А сколько стоит метр ГРЩ?». Странный вопрос, согласитесь. С шинопроводом та же история. Ведь это полноценное оборудование. Система состоит из прямых или непрямых секций, поворотных элементов, отводных и фидерных блоков, компенсаторов расширения, секций чередования фаз и так далее.

Можно рассчитать лишь примерную стоимость одного метра. Определите окончательную цену всей системы и разделите на суммарную длину всех линий. Так получится приблизительная стоимость одного погонного метра шинопровода. Сразу стоит сделать примечание – она актуальна лишь для определённого объекта.

Даже определив стоимость метра шинопровода, сравнивать цену с обычным кабелем некорректно. Ведь нужны ещё крепежи, да и за монтаж заплатить тоже придётся.

Корректное сравнение выглядит так:

  • цена шинопровода, его монтажа и щитового оборудования;
  • стоимость кабелей, конструкций для его крепления, установки первых и вторых элементов, щитового оборудования.

При сравнении стоит брать расчёт для конкретного объекта. В зависимости от условий эксплуатации и нагрузки, стоимость одного метража в разных местах будет отличаться. Учтите и время установки. Шинопровод монтируется гораздо быстрее.

Можно ли сэкономить? Вполне. Зачастую одна линия шинопровода может заменить сразу десяток кабелей. За счёт этого можно сэкономить на самом щитовом оборудовании – вместе нескольких автоматов понадобится лишь один, но мощнее.

Монтаж шинопровода: особенности процесса

Чрезвычайно важным моментом, который делает использование шинопровода более удобным, является простота его монтажа. По сути, токопровод состоит из отдельных блоков, который собираются вместе. Каждый блок имеет закрытый тип и если повреждается, не несет за собой повреждение всей линии.

Для монтажа шинопровода достаточно небольшой бригады рабочих, что по сравнению с целой командой электриков, работающий с кабельной системой, звучит куда более убедительно. Все что нужно для монтажа – собрать цепочку из готовых элементов, направив и распределив электричество между необходимым количеством объектов или помещений. Таблица эффективности говорит в пользу шинопровода, нежели в поддержку кабелей.

Троллейный и осветительный шинопроводы: сфера применения

Осветительный тип шинопроводов сегодня довольно часто применяется при планировке торговых объектов. Такая линия позволяет быстро и экономно смонтировать освещение по всему периметру выбранного объекта. Смотрится шинопровод эстетично, поэтому часто такие линии выбирают для освещения витрин в магазинах.

К слову, еще один интересный тип шинопровода – троллейный, такой закрытый токопровод используется для передачи и распределения электричества в передвижных системах.

Плюсы использования такого шинопровода очевидны:

  • Экономит время благодаря быстрому и простому монтажу. Монтировать систему может всего несколько человек.
  • Экономит электроэнергию, пусть немного, по сравнению с кабельными системами, однако в промышленных масштабах это ощутимо сказывается на будущих счетах за электроэнергию.
  • Безопасно распределяет электричество. Шинопроводы не становятся причиной пожара, в отличие от кабелей, склонных к возгоранию.
  • В отличие от кабельных систем, шинопроводы создают чрезвычайно малый уровень электромагнитного излучения. Это означает, что работа электропреборов не будет искажаться, а для людей создает более комфортные и безопасные условия пребывания в помещении.
  • Эстетическая ценность также играет свою роль. Провода смотрятся совсем нелепо, когда их много, именно поэтому в торговых и офисных помещениях сейчас все чаще можно наблюдать появление шинопроводов.
  • Срок эксплуатации шинопроводов выше, чем у кабеля, и это тоже значительный плюс. Качественный магистральный шинопровод способен работать до 30 лет, нуждаясь лишь в регулярном техническом осмотре и в крайнем случае замены отдельных элементов.

Виды взрывозащиты

Существуют следующие методы обеспечения взрывозащиты:

  • снижение вероятности возникновения электрической искры;
  • изоляция электрических цепей от взрывоопасных смесей;
  • сдерживание взрыва;
  • ограничение мощности искры.

Снижение вероятности возникновения электрической искры обеспечивают:

  • взрывозащита вида «е» (повышенная безопасность): предусматривает дополнительные конструктивные меры против возможного превышения допустимой температуры и возникновения дуговых и искровых разрядов при нормальной работе оборудования;
  • взрывозащита вида «n»: предусматривает дополнительные конструктивные меры против возможности превышения допустимой температуры и возникновения дуговых и искровых разрядов при нормальном и некоторых ненормальных режимах работы;
  • взрывозащита вида «s» (специальный): может обеспечиваться следующими средствами:
    • заключением электрических цепей в герметичную оболочку со степенью защиты IP67;
    • герметизацией электрооборудования материалом, обладающим изоляционными свойствами (компаундами, герметиками);
    • воздействием на взрывоопасную смесь устройствами и веществами для поглощения, флегматизации, снижения концентрации смеси ниже предела взрываемости.

Осветительные шинопроводы

Специальный канал для создания мощной и функциональной осветительной системы. В его обустройстве используются шины на 25 А, причем фазность может быть разной – и на 380, и на 220 В. Однофазные системы применяются и в промышленных условиях, когда нет потребности в высокой нагрузке для малозатратных потребителей. Можно сделать ответвление от магистрального шинопровода на 0,4 кВ по линии ШОС, а затем группировать точечные развязки на однофазных штепсельных присоединениях под каждый осветительный прибор через 5-10 м. Приборы подвешиваются посредством хомутов с крючками и подсоединяются к штепселю. Шаг крепления конструкции в среднем варьируется от 2 до 3 м.

Заключение

В выборе подходящего шинопровода важно учитывать не только требования к защите основной токопроводящей линии, но и логистические факторы прокладки. Дело в том, что кабельные трассы служат для питания конкретных потребителей, однако положение последних в процессе эксплуатации объекта может меняться

Чтобы подобные перестановки не заставляли переоборудовать и электротехническую инфраструктуру, заранее рассчитывается конфигурация магистрального шинопровода с точки зрения ее взаимодействия с обслуживаемым оборудованием. Конечно, не стоит забывать и риски возможных аварийных ситуаций. Они закладываются на этапе создания проекта – например, типовой шинопровод должен выдерживать перегрузку до 10% выше номинальных показателей работы сети в течение 2 ч/сут. Отдельно просчитываются микроклиматические факторы воздействия, электромагнитные помехи и т. д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: